Белохолуницкий муниципальный район
Официальный сайт органов местного самоуправления Белохолуницкого района Кировской области

Технологии искусственного интеллекта и рекомендательные сервисы

Технологии искусственного интеллекта прочно вошли в нашу жизнь и продолжают менять её. С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции: помогают получать финансовые услуги, записаться на прием к врачу, сделать покупку. Необязательно идти в отделение банка, чтобы оплатить ЖКХ или открыть депозит в банке — теперь это можно сделать в приложении
Технологии искусственного интеллекта и рекомендательные сервисы.


В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно
не определен. Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в тоже
время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности
потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение
конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в
социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для
создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В первую очередь распространено применение голосовых помощников, роботов
ассистентов, чат-ботов. Чат-боты могут не отличать правду от неправды и выдавать
вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить
недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.
Однако, в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и стратегия
развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики
искусственного интеллекта (далее- ИИ). Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта,
устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения в этой области,
помогает организовать взаимоотношение людей и компаний в связи с развитием ИИ.
Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта (далее – Кодекс) устанавливает
общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться
участникам отношений (п.1.3. раздела 2 Кодекса) в сфере искусственного интеллекта
(далее – Акторы ИИ) в своей деятельности, а также механизмы реализации положений
настоящего Кодекса.
Кодекс адресован всем, кто создает, внедряет или использует технологии ИИ:
государство, разработчики и бизнес, наука, пользователь.
Согалсно п.2.4 Кодекса Акторы ИИ не должны допускать использование технологий
ИИ в целях причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, имуществу граждан и
юридических лиц, окружающей среде. Любое использование, в том числе
проектирование, разработка, тестирование, внедрение, эксплуатация СИИ (система
искусственного интеллекта), способных целенаправленно причинять вред окружающей
среде, жизни и (или) здоровью человека, имуществу граждан и юридических лиц,
недопустимо.
В случае, если Продавец/Исполнитель в своей деятельности использует ресурсы
искусственного интеллекта для предоставления потребителям информации о своих
товарах/Услугах, то такая информация должна быть достоверная.
Общий перечень информации о товарах (работах, услугах), который в обязательном
порядке должен быть доведен до потребителя, содержится в п. 2 ст. 10 Закона РФ от
07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Кроме того, специальные перечни

содержат иные нормативные акты, регулирующие отдельные виды отношений в сфере
защиты прав потребителей.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 No 2300-1 «О защите прав
потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно
получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе
потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных
необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в
разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар
суммы и возмещения других убытков.
Также в развитие положений Кодекса этики в сфере ИИ разработаны Рекомендации по
применению рекомендательных технологий и алгоритмов, основанных на искусственном
интеллекте (далее-ИИ), в цифровых сервисах (далее – Рекомендации, Документ), которые
призваны систематизировать этичную практику и обобщить подходы, допустимые и
рекомендуемые к применению при разработке и настройке рекомендательных алгоритмов,
а также при внедрении и эксплуатации функционала персонализированных рекомендаций
в цифровых сервисах различного типа.
Рекомендации предлагаются для добровольного исполнения компаниями,
использующими рекомендательные системы в цифровых сервисах.
Рекомендательные системы — это комплекс сервисов и программ, который
анализирует предпочтения пользователей и пытается предсказать, что может их
заинтересовать.
В интернет-магазинах, видео- и музыкальных сервисах, социальных сетях широко
применяются программные инструменты, которые анализируют предпочтения
пользователей и пытаются предсказать, что их может заинтересовать.
Целью использования рекомендательных систем является привлечение и удержание
как можно более многочисленной аудитории и, следовательно, увеличение объемов
продаж. Чтобы сформировать рекомендацию, система анализирует разнообразные данные
– от личной информации о потребителе из его профиля в социальной сети, совершенных и
несовершенных покупках до сделанных им запросов в поисковиках. В результате на экран
выводятся именно те предложения, которые могут быть интересны пользователю.
Рекомендации применяются в различных сферах: в интернет-магазинах предлагается
выбрать товары в разделах: «с этим товаром покупают» или «вам может понравиться».
При помощи рекомендательных алгоритмов медиа имеют возможность показать
интересные пользователю материалы, а соцсети предлагают добавить в друзья
определенных людей. Видео- и музыкальные стриминги также используют
рекомендательные системы для сбора персонализированных плейлистов или
рекомендаций фильмов для конкретного пользователя.
Если гипотезы окажутся верны, и пользователь совершит успешные транзакции с
предложенными объектами, т.е. удовлетворит свои потребности с минимальными
трудозатратами это сформирует успешный опыт. Успешный опыт взаимодействия с
сервисом не только способствует долгосрочной коммерциализации повторяющихся
сопутствующих транзакций, но и формирует у пользователя лояльность к сервису, т.е.
подтвержденную на практике уверенность в том, что данный сервис оптимально подходит
для удовлетворения его определенных потребностей.

Кроме того, следует учитывать, что использование рекомендательных сервисов для
предложения пользователям товаров и услуг, которые явно рассчитаны на определенную
целевую аудиторию и могут быть негативно восприняты за пределами этой аудитории.
Рекомендуется учитывать, что ряд товаров и сервисов могут быть крайне
чувствительными, и использование рекомендательных сервисов для продвижения таких
товаров и услуг должно иметь ограничение, например товаров и услуг: для взрослых
(18+); религиозного характера; ритуального характера; которые могут способствовать
разжиганию конфликтов или межнациональной розни.
Владельцам (администраторам) цифровых сервисов, ориентированных на
пользователей (потребителей) из Российской Федерации, следует учитывать, что
применения рекомендательных систем регулируется в том числе следующими
нормативно-правовыми актами:
• Федеральный закон от 31.07.2023 No 408-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный
закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
• Закон РФ от 07.02.1992 No 2300-1 «О защите прав потребителей»;
• Федеральный закон от 27.07.2006 No 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и защите информации»;
• Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 No 381-ФЗ;
• Федеральный закон от 27.07.2006 No 152-ФЗ «О персональных данных»;
• Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию» от 29.12.2010 No 436-ФЗ;
• Закон РФ от 27.12.1991 No 2124-1 «О средствах массовой информации»;
• Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 No 38-ФЗ;
• Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей
продукции» от 23.02.2013 No 15-ФЗ;
• Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 No135-ФЗ и т.д.
Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим. Лица,
применяющие рекомендательные системы, должны осознавать свою ответственность и
соблюдать нормы законодательства.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie